Делаем плату аэрозольным фоторезистом.

Опубликовано в рубрике "Технологии", 18.12.2010.
Тэги: , , автор:

Развели мультивибратор в Альтиуме. Что дальше? Правильно, изготавливаем плату фоторезистом. Видео под катом.

multivibrator

 

 

Немного замечаний:

  • Да, резиста на “мыльную” плату я набрызгал многовато
  • Плата проявилась слишком быстро. Крот заканчивается, и, похоже, я набрал самую гущу. Обычно плата проявляется 10-15секунд.

 

Обещанная фотография точечек, которые получаются при мытье мылом:

dots

Комментарии
  1. Medved написал(а) 18th Декабрь, 2010 в 15:40

    Шикарное видео 🙂 У меня мультивибратор тоже был первым девайсом которой я спаял 🙂

  2. scratchboom написал(а) 18th Декабрь, 2010 в 17:19

    Отсмотрел все видео — просто супер! Именно такого мне не хватало в детстве, чтобы начать заниматься паятельством)

    Фен, который делает волосы шелковистыми и маникюрные ножницы просто убили)

  3. BSVi написал(а) 18th Декабрь, 2010 в 17:20

    Пасип )))

  4. scratchboom написал(а) 18th Декабрь, 2010 в 17:44

    Добавь ещё фотку платы с нижней стороны. Рядом с той которая уже есть.

  5. BSVi написал(а) 18th Декабрь, 2010 в 18:16

    бллин, жаль я не подумал про это раньше, оно там оловом заляпанное, смотреть уже не на что ( Когда буду делать следующую платку, добавлю фотку голых дорожек.

  6. quartz написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 0:16

    Отличный видеоурок! Добавлю только по подготовке текстолита перед нанесением резиста: зачищаю заготовку нулёвкой насухую до блеска, потом ватным тампоном с изопропиловым спиртом протираю от грязи — эффект тот же. А перед тем, как нанести, желательно резист охладить, чтоб пузырями и разводами не пошёл. 5 минут на улетучивание растворителя, затем 20 минут в сушильном шкафу при 70 градусах и готов светочувствительный слой.

  7. Iavisch написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 12:50

    Сергей посоветую тебе и всем зачищать платки скотчбрайтом,меньше съедает чем шкурка.Продается во всех автомагазинах.

  8. BSVi написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 14:43

    Попробую как-нить, вообще не знал о существовании такой штуки.

  9. fizmax написал(а) 23rd Декабрь, 2010 в 15:14

    Лично я вегда зачищаю ластиком для карандашей, только тёмной грубой стороной. Эффект замечательный: аккуратная равномерная зачистка без глубоких порезов. Да и удобно при том.

  10. aeore написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 14:04

    Оо, сейчас и я чем-то поделюсь..

    Я дома так же CIf-ом делаю, а на работе ацетоном/спиртом. В целом cif-ом лучше, так как при обработке ацетоном приходится применять вату, а она может оставлять ворсинки — нужно внимательно смотреть и осторожно их удалять после чистки.

    В целом я перепробовал очень много способов нанесения фоторезиста. Наносил с помощью центрифуги — получается очень тонкий слой, практически отсутствуют наплывы по краям платы. Делал и баллоном — либо на сухую плату, либо на плату, покрытую тонким слоем этилового спирта (может помочь, если жарко и растворитель из состава фоторезиста улетучивается слишком быстро).

    Фоторезист пробовал сушить строительным феном в коробке из под обуви:) Делал это один раз, но эффект был следующий — фоторезист проявлялся намного дольше и было такое ощущение, что стал он так же намного прочнее. После обработки я всегда смываю его спиртом, но в этом случае даже спирт смывал его не очень хорошо.

    Пятна эти на плате могут возникнуть из-за плохой адгезии, если за плату браться пальцами и прочими способами оставлять на ней жирные пятна 🙂 Или банально не домыть.

    Перед травлением, я сначала погружаю плату в раствор хлорного железа на несколько секунд, потом извлекаю и мою — если где-то остался тончайший слой резиста, то это сразу будет видно. Тут бывает два варианта — либо остался очень тонкий слой в некоторых местах, в таком случае нужно плату допроявлять и повторить тест, либо остался достаточно толстый либо прочный недопроявленный слой из-за неравномерности нанесения — бывает, если первоначальная плата была здоровая. В таком случае повторная проявка может продолжаться до второго пришествия, поэтому я делаю следующим образом — беру маленький кусочек каустической соды (NaOH), заворачиваю его в кусочек ваты, мочу под краном и очень быстро провожу в этой области. Метод требует сноровки, вата на ощупь не должна быть очень мыльная, но концентрация должна быть достаточная, что бы снять лишнее и при этом не повредить сами дорожки. Если резист был закреплен принудительной сушкой — должно быть проще.

    Далее все так же, разве что в добавок лужу сплавом Розе для наведения особой красоты 🙂

  11. BSVi написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 14:43

    >покрытую тонким слоем этилового спирта
    Я не пробовал, но сдается мне, что это — тоже классный способ.

    >Пятна эти на плате могут возникнуть из-за плохой адгезии
    Эти пятна возникают всегда практически при мытье мылом, за плату я не брался, отдраил хорошо.

    >если где-то остался тончайший слой резиста
    Да, первые пару раз у меня были такие проблемы, но потом я поднаторел и лишнего резиста не остается.

    >Далее все так же, разве что в добавок лужу сплавом Розе
    Ну, этого делать мне не очень хочется. Еще сплавов разных на кухне не хватало ) Паяльником вполне нормально получается.

  12. fzr7 написал(а) 19th Декабрь, 2010 в 15:34

    Отличный видеоурок. Моей первой схемой был «электронный костер». Тот же мультик на МП42Б. Размер платы был с конверт письма. Рисовал кисточкой от лака для ногтей. Травил медным купоросом с поваренной солью. Это был год 87 я еще учился в школе.

  13. mr.crowley999 написал(а) 21st Декабрь, 2010 в 19:39

    Очень классное видео. Хорошо, что с юмором)))
    Спасибо за блог

  14. mr.crowley999 написал(а) 21st Декабрь, 2010 в 21:34

    PS

    Офигенный сверлильный станок!!!!!

  15. BSVi написал(а) 23rd Декабрь, 2010 в 15:17

    Пасип )

  16. corand написал(а) 25th Январь, 2011 в 18:29

    мне кажется, что обычная утюжная технология экономичнее по времени и деньгам. Продаю маленький секрет: вместо кальки используйте токую фотобумагу Lomond, 120 г/м — она не пользуется особым спросом и дешевле толстой. Зато результат гарантирован. А при накрывании утюгом происходит оплавление (то, что выполнялось феном в сюжете).

  17. BSVi написал(а) 25th Январь, 2011 в 18:35

    Херня, я долго сидел на утюге до того как попробовал резист — небо и земля. В том числе и фотобумагу пробовал — результат нестабильный и не 100% повторяемый.

  18. corand написал(а) 25th Январь, 2011 в 19:06

    что ж так резко реагировать, опыт не пропьёшь

  19. corand написал(а) 25th Январь, 2011 в 19:17

    так в чём приемущество? может для сверхсложной разводки он идеален, для обычных радиолюбительских изысканий вполне, не говоря уж о мультивибраторе…

  20. BSVi написал(а) 25th Январь, 2011 в 19:22

    Просто тема уже обсосана тыщу раз. Преимущество в 100% повторяемости. У тебя бывали случае с утюгом, когда «не получилось» ? А вот с резистом у меня такого не бывает. Всегда получается. Мультивибратор — просто для прикола.

  21. corand написал(а) 25th Январь, 2011 в 19:44

    на днях готовил плату для ГНЧ с ультранизким КНИ на трёх камнях, получилась слёту в теч. часа на старой бумаге, купленной гда дваназад: одна пачка, всё никак не кончится, других экспериментов я уж не предпринимаю.

  22. Sienna_Stellar написал(а) 4th Февраль, 2011 в 22:39

    Ув. Автор!, а можно фото платы со стороны дорожек в макро,? очень хочется на качество дорожек поглядеть, сам лут_ом платы делаю, хочу сравнить..

  23. BSVi написал(а) 4th Февраль, 2011 в 22:48

    https://bsvi.me/uploads/QFP_BF76/cc1101_pcb.jpg

  24. Sienna_Stellar написал(а) 4th Февраль, 2011 в 23:35

    ок. спс. у меня немного хуже выходит лутом. Но мороки немного меньше. Метализации не проводили в дом. условиях?

  25. BSVi написал(а) 5th Февраль, 2011 в 0:36

    нет.

  26. kulibin2 написал(а) 8th Февраль, 2011 в 23:03

    Супер статья, большое спасибо! Добавлю: засвечиваю обычной экономкой 32W т.к. ультрафиолетовую негде купить (высылать курьерской службой никто не хочет) но на очень близком расстоянии, в течение 35 мин. Вместо кальки использую тонкую фотобумагу, печатаю на струйном принтере. Качество плат на высшем уровне!

  27. BSVi написал(а) 8th Февраль, 2011 в 23:52

    Да, струйники для резиста должны быть получше лазерников.

  28. Yassen написал(а) 1st Март, 2011 в 12:32

    Спасибо!

  29. Alexokrat написал(а) 6th Март, 2011 в 17:36

    А у тебя фоторезист после высыхания менят цвет с фиолетового на залёный?

  30. BSVi написал(а) 6th Март, 2011 в 17:40

    Нет. Но цвет резистра очень зависит от освещения. Под лампами накаливания — одни, под солнцем — другой.

  31. DOTT написал(а) 28th Март, 2011 в 22:55

    Действительно Класно!)

  32. moon7 написал(а) 11th Апрель, 2011 в 9:55

    Можно совет? Проявил, большая часть дорожек практически отсутствует на двух платах 15х10… фоторезист, лампа делюкс, 25см 35минут. В какую сторону смотреть? лучше прогревать печать или меньше время засветки?

  33. BSVi написал(а) 11th Апрель, 2011 в 10:37

    Ну, если выбор из двух вариантов, то — лучше прогревать. С пересветом при контрастном шаблоне еще ниогда небыло проблем.

  34. moon7 написал(а) 12th Апрель, 2011 в 22:52

    Опять проблема.. кальку вырезал по размеру платы, аккуратно выдавил все пузыри, а в процессе засветки их образовывается огромное количество, снова две испорченные платы(

  35. BSVi написал(а) 13th Апрель, 2011 в 8:27

    А листочке грузиками прижимал?

  36. moon7 написал(а) 13th Апрель, 2011 в 10:53

    Нет, подумал что не критично, вероятно после приклеивания надо подождать минут 15 перед облучением, для устаканивания переходных процессов в кальке ). После повторного разглаживания больше не появлялись, а вот как бороться с небольшими искривлениями кальки еще не разобрался, пока маслом не смазал была ровная, утюгом слегка прогретым пробовал выровнять, не хочет…
    https://uaimage.com/image/bb6a088e

  37. moon7 написал(а) 28th Апрель, 2011 в 21:02

    И всетаки образовываются достаточно большие пузыри воздуха в процессе засветки, может быть виной масло?

  38. BSVi написал(а) 29th Апрель, 2011 в 10:48

    Врядле, у меня с маслом все в порядке.

  39. moon7 написал(а) 8th Май, 2011 в 22:16

    Может быть фоторезист дефектный? емкость такая же как у тебя positiv20, а выходит явно не так что то.
    https://uaimage.com/image/9bf6bd41

  40. BSVi написал(а) 10th Май, 2011 в 17:51

    Ну, на фотках все в порядке, вроде. Да, я засвечиваю без стекла — оно сильно поглощает УФ, может в этом дело.

  41. moon7 написал(а) 10th Май, 2011 в 23:49

    Это оргстекло, да и без стекла такой же результат, думал сильно прижав пузырьки не появятся, увы, 5 раз изготавливал платы методом фоторезиста, и каждый раз появлялся воздух, применял масло и как вариант силикон-спрей, разницы не было.

  42. BSVi написал(а) 10th Май, 2011 в 23:53

    Ну, тогда даже и не знаю, чем помочь…

  43. doubovitski написал(а) 30th Июнь, 2011 в 23:14

    Следует отметить, что промывки следует делать в резиновых перчатках. Жир выделяется из пор кожи постоянно, его смыть окончательно невозможно. Проверяется качество промывки следующим образом: смачивают плату холодной водой и повернув её углом вниз, следят за поведением воды. Если она держится тонкой плёнкой без разрывов- следовательно всё хорошо. Прижимаю негативы к плате в самодельной вакуумкамере. Две рамки из уголков, соединёнными шарнирами. Закрывается с помощью гаек- барашков. Заклеенные окна триацетатной плёнкой ( нерастягивающейся). По контуру герметизировано пористой резиной. Воздух откачивается компрессором от холодильника. Использованы трубочки компрессора для откачки воздуха. Можно экспонировать одновременно обе стороны платы. ( прозрачно с двух сторн). Использую лампы типа ДРЛ, разбив аккуратно верхнюю колбу. Внутри остаётся колба из кварцевого стекла. Дроссель не забудьте. Экспонирование в течение 2-6 минут. Очень жёсткий ультрафиолет.

  44. BSVi написал(а) 30th Июнь, 2011 в 23:25

    >Следует отметить, что промывки следует делать в резиновых перчатках
    Дык, я ж держу плату за края.

    >компрессором от холодильника
    Брутальненько, у меня нет столько места такую установку держать.

  45. doubovitski написал(а) 30th Июнь, 2011 в 23:45

    Самообман. Водой жир с пальцев смывается и он может попасть на плату. Не повредит, поверьте. Если нет перчаток- одевайте на руки полиэтиленовые мешочки.

  46. doubovitski написал(а) 30th Июнь, 2011 в 23:20

    Хлорное железо очень просто восстановить. Когда оно насыщается медью, становится зелёным и перестаёт работать. Нужно вылить раствор в широкую посуду, погрузить в него полотняный мешочек с железными или чугунными опилками ( мелкими деталями). Периодически мешочек вытаскивать и снимать с его поверхности кристаллы меди. Так медь вытаскивается из раствора. Потом в раствор добавить 10% соляной кислоты. И оставить в таком открытом состоянии для контакта с кислородом атмосферы на недельку. Всё, можно пользоваться как новым.

  47. DenisL написал(а) 9th Октябрь, 2011 в 18:51

    Доброе время суток. Очень понравился видео урок))) пошел купил все что нужно, все прекрасно, но одно «но» при проявлении почти весь фоторезист растворяется, и остаются еле видимые дорожки… Подскажи что я делаю не так, я думаю что не досушил фоторезист, хотя лежал при комнатной температуре почти сутки. УФ-лампа на 9 ватт. Засвечивал часа 2-3.

  48. BSVi написал(а) 9th Октябрь, 2011 в 18:58

    Если 2-3 часа, то скорее чего, пересветили. Еще один вариант — большая концентрация проявителя.

  49. DenisL написал(а) 9th Октябрь, 2011 в 19:03

    я разбавил также как в видео уроке 30 кубиков на 400 мл.(гидроксиднатрия у меня 25%, тоже крот). Попробую еще раз))) А большое влияние на засвечивание повлияет обычная принтерная бумага промазанная маслом?

  50. BSVi написал(а) 9th Октябрь, 2011 в 19:09

    Для обычной бумаги время нужно увеличивать относительно кальки. На сколько именно сказать не могу, нужно подбирать.

  51. dmr написал(а) 12th Декабрь, 2011 в 14:43

    Доброе время суток. Очень понравился видео урок.У меня positiv resist немецкой фирмы cramolin. Делал как в видеоуроке, все смывается.Но на несколько секунд появляются дорожки. Шаблон на пленке. Или прижим плохой, что все засвечивает, если по идее все смывается, а резист позитивный, то полная засветка?

  52. BSVi написал(а) 12th Декабрь, 2011 в 18:57

    Да, либо полная засветка, либо большая концентрация проявителя, либо недосушенный резист.

  53. dmr написал(а) 13th Декабрь, 2011 в 12:44

    Спасибо за ответ!!Устраню все замечания и сообщу результат.

  54. frag1k написал(а) 15th Март, 2012 в 17:48

    bsvi, а как ты делаешь двусторонние платы с помощью аэрозольного фоторезиста. На каком этапе начинаешь делать вторую сторону? После травления? Или сразу делаешь две стороны, т.е. нанёс фоторезист с двух сторон, потом засветка с двух сторон и т.д.? Привет кстати. 😉

  55. BSVi написал(а) 15th Март, 2012 в 17:50

    Делаю одну сторону, сверлю реперный дырки, делаю по ним вторую сторону.

  56. frag1k написал(а) 15th Март, 2012 в 18:13

    Спасибо.

  57. info_ua написал(а) 22nd Июнь, 2012 в 16:28

    Поделюсь опытом.

    Лазерные принтеры почему-то очень не любят прямые линии (вертикальные и горизонтальные) потому на дорожках много белых точек и даже феном не всегда можно их исправить.
    Решение нашлось простое: Перед печатью поворачивайте рисунок шаблона на 15 — 45 градусов в любую сторону. Белые точки останутся только на полигонах и очень толстых дорожках.

  58. BSVi написал(а) 22nd Июнь, 2012 в 16:44

    Жаль, но мой пакет не умеет крутить рисунок для печати.

  59. info_ua написал(а) 22nd Июнь, 2012 в 17:28

    Можно просто сделать копию проекта — повернуть саму плату в нем (мол так и надо) и распечатать на принтер или в pdf. Главное чтоб не было при печати прямых линий вертикально-горизонтальных.

  60. AW написал(а) 9th Август, 2012 в 0:04

    Добрый вечер скажите пожалуйста в какой программе выполняются чертежи будущей платы очень надо и если вас не затруднит скиньте ссылку на нее.
    Спасибо

  61. BSVi написал(а) 9th Август, 2012 в 7:36

    Программа называется Altium Designer, ссылки скинуть не могу — она платная.

  62. Valek174 написал(а) 26th Январь, 2013 в 9:59

    Обязятельно фоторезист равномерно наносить на плату? Или можно оставить подтеки.
    Если подтеки по краям не допустимы то заготовка текстолита должна быть больше по площади рисунка?

  63. Parkan_h15 написал(а) 4th Январь, 2014 в 21:26

    Привет,Сергей. Возникло пару вопросов по экспонированию и по аэрозолю. Купил Positiv Resist.
    https://www.itwcp.de/detail-1261411-en.html
    ( без «20»…). Лампы УФ 2 по 18ватт. Сбацал коробульку высота от самих ламп до платы 5-6 см. Сколько примерно нужно экспонировать? пробывал с монеткой, экспонировал минут 40. Погрузил в проявитель….и всё смылось. Остался намёк на отпечаток….. Использовал «крот» 1 к 10, но он у меня почему-то розоватого цвета…может определённый какой-то нужен?

  64. Denis написал(а) 7th Октябрь, 2015 в 23:32

    Добрый день. У меня аналогичная ситуация 🙂 Раньше пользовался пленочным негативным фоторезистом. Лампа 8Вт. Экспонировал 13мин. Все получалось ок. Попробовал по вашей технологии. Лампу разместил на расстоянии 5см от платы. Экспонировал 30мин. Проявил — все смылось. Попробовал на неэкспонированном резисте, тоже все смылось. Это значит, что у меня очень сильный раствор проявителя(крот)? И мощности лампы не хватило?
    Спасибо за ответ 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.